Это наш Дом Без Ключей...

История стеклозавода Голубевых. Архив Василия Демешкина.

Василий Дмитриевич Демешкин
Василий Дмитриевич Демешкин,
фото из архива Судогодского краеведческого музея
(предположительно 1950-х годов, точная дата нам неизвестна)

Стопка пухлых гроссбухов с сильно пожелтевшими страницами, исписанными неровными завитушками фиолетовых чернил, оказалась на моём столе, когда я только что поступила на работу в Краеведческий музей. Рукописи эти, как и множество других экспонатов, перешли по наследству от историко-производственной экспозиции завода «Красный Химик» после закрытия этого предприятия. То, что у меня в руках нечто очень интересное, стало понятно с первой же минуты.

С тех пор, когда выдавалось свободное время, я открывала очередную страницу и бралась за расшифровку, набивая текст на компьютере... Это было нелегко не только из-за неразборчивого почерка, но и из-за весьма своеобразного стиля автора, излагавшего воспоминания в разговорной форме и местами вовсе без знаков препинания. Тем не менее, с каждой обработанной страничкой я всё больше проникалась уважением к человеку, осилившему этот масштабный труд и сохранившему для земляков столь огромный пласт ценнейшей информации... А ещё – всё больше понимала, как же фантастически мне (и всем остальным, конечно, тоже) повезло, что почерк Василия Демешкина, а именно так звали краеведа-подвижника, был столь неразборчив... Ибо за некоторые высказывания, там звучащие, в советские времена могли не просто уничтожить уникальную работу – её автору тоже наверняка бы не поздоровилось.

Несколько абзацев из самого начала рукописи я встречала не единожды в разных публикациях, в том числе и в выпущенном в 1998 году сборнике «История завода «Красный Химик», однако судя по тому, что и там слова автора были кое-где искажены (похоже, разбирали второпях, и при этом не сильно вникали), а более поздние части и вовсе содержат информацию, которая даже вскользь не упоминается нигде, - оставалось сделать вывод, что целиком этот фолиант, вполне возможно, вообще никто никогда не читал, не говоря уж о том, чтобы опубликовать его где-то. Если учесть, что, судя по всему, написано всё это было в 1960-х годах, то есть через полвека после описываемых событий, остаётся только восхищаться памятью Василия Демешкина и той тщательностью, с которой он, очевидец, воспроизводил события в мельчайших их деталях.

Я давно уже использую эти материалы в экскурсиях, которые проходят в стенах музея. Небольшая их часть, точнее – общая «канва», уже легла в основу написанного мной ранее очерка о династии купцов Голубевых. Сам же исходник ориентирован более всего на описание становления их главного детища – стекольного завода в Судогде. Сразу скажу, что работу я ещё не завершила: расшифровано около 80% текста. По мере появления я буду добавлять здесь же и новые части. Пока же публикую то, что уже обработано, с минимальным редактированием, позволяющим немного разгрузить местами слишком уж витиеватые формулировки автора.

Что касается датировок некоторых событий, упоминаемых здесь, например, даты открытия завода, то кое-где они не совпадают с общепринятыми данными. Сложно сказать, почему это происходит и кто прав, а кто - нет; тем не менее, приведу здесь все подобные места в неизменном виде, ибо в Судогодской истории немало случаев, когда явные «ляпы» кочевали десятилетиями из статьи в статью, из книги в книгу, будучи нечаянно (или намеренно) перевранными один раз, давным-давно. В данном же собрании материалов намного важнее, чем даты, именно сам дух тех времён, те живые подробности, дающие душе читателя гораздо больше, чем скупые цифры и сухая статистика, помимо которых нам нередко и назвать-то нечего. А потому – рада поделиться со всеми, кто неравнодушен к истории Судогодского края, ещё одной ожившей её страницей... 

Tasha.
Фото автора.

Судогда, 13 октября 2011 г.







История стеклозавода Голубевых. Архив Василия Демешкина.