Это наш Дом Без Ключей...

Архив Василия Демешкина. Часть 20.


Завод находился в лесу, по которому пролегала шоссейная дорога Владимир – Муром. Напротив стеклозавода находилась очень прекрасная, живописная роща из сосновых деревьев и хорошо очищенная площадка, где была построена небольшая беседка, куда часто приезжал сам барин, помещик Храповицкий, и привозил своих музыкантов. Там он веселился со своей свитой под охраной черкесов-стражников. Рабочие, как старые, а также и молодые, приходили сюда и смотрели, как веселится барин-помещик. И стало тому неудобно проводить такое веселье, ведь было большое скопление рабочих завода и жителей города Судогды – вот и решили всё торжество перенести в более удобное место. Оно находилось там, где в настоящее время построены здания общежития Муроцевского Лесотехникума – на Бору. Туда такого количества людей не собиралось, и самому барину Храповицкому было недалеко совершать поездки, на Бор.

Рабочие и молодёжь стали тоже устраивать по воскресным дням маленькие гулянки. Начиная с 1911 года, молодёжь завода в зимнее время, в первый день Масленой недели занимались встречей Масленицы. Жгли костры на территории лугов Поймы, прикатывали от завода пустые сульфатные бочки, зажигали их, обливали керосином, а пожилые рабочие с пятницы, в субботу и воскресенье шли в город Судогду и смотрели такое зрелище - крестьяне окрестных ближних деревень и граждане Судогды выезжали на своих лошадях, и по большой улице от Моста реки Судогды до здания Городской Управы (ныне где помещается исполком) около 200-250 лошадей ходили и бегали взад и назад на санях, на санках и других видах. Такое зрелище происходило три дня, завод в эти дни работал только полдня, было такое веселье, а молодёжь завода в воскресенье уже провожала Масленицу, тоже прикатывали сульфатные бочки, и опять начинают – тоже жгут их, стоя вокруг огня, и поют песни: «Ах ты Масленица, ты обманщица, все проулки залила, ай да Масленица!» - и так продолжается до полночи. А потом с песнями уходят. Это называется провожание Масленицы, такое праздненство бывало каждый год.

А ещё, как уже положено из старины, ведётся такое дело, что все молодые парни и девушки старались до торжественной Масленицы совершить свой обряд, то есть повенчаться и стать мужем и женой. А потом, как уже принято в старину делать, - идти, как говорится, к тёще на блины – это начиная с четверга и кончая воскресеньем. Ранее не было общественного, как назвать, Клуба, и вся молодёжь на своих квартирах, где имеется девушка, собирались, делали вечеринки, там происходили всякие игры и танцы под гармонь – кадриль и другие старинные танцы, а днём в воскресенье собирались в лесу и водили хороводы.

А пожилые женщины – это происходило в праздник Светлого Христова Воскресенья, или Пасху, - ежедневно почти всю неделю собирались на улице, на лугу и катали мячик в положенные яйца. А маленькие детишки, девки и парни играли во всевозможные игры – в лапту и другие, бегали кругом, а иногда веселились в лесу на той самой площадке, где когда-то гулял сам барин Храповицкий со своей свитой.

Tasha.
Фото автора.
Судогда, 20 октября 2011 г.





Архив Василия Демешкина. Часть 20.