Архив Василия Демешкина. Часть 22.
Вот здесь-то надо немного описать, до чего доводит наше иногда некультурное отношение к семье, к женщинам, находящимся в доме.
Приведу я яркий пример о самом хозяине Сергее Ивановиче Голубеве. Он до того вовлёкся в работу стеклозавода – даже забыл, что у него имеются жена, дети. Он даже по несколько дней не бывал дома, забросил всё, никой ласки к жене... Что же получилось?
Получилось, что она жидла, не видя мужа, не видя никаких пиров, гулянок в доме – он, конечно, был против таких гулянок, потому что был очень жаден. И она решила завести себе любовника. Открыто сказала:
- Так жить нельзя, такое отношение ко мне нечеловеческое!
- Аня, как тебе не стыдно, у нас дети – Катя 16 лет, Яша 12 лет, Сержик 8 лет – как они на это посмотрят?
- Серёжа, пойми же, что же делать! Катя – она хотя понимает, но она мало бывает дома, а Яша и Сержик – они ещё молоды, они ничего не должны знать.
- Ну что же, - на это сказал Сергей Иванович, - стеклозавод я не могу оставить и развлекать тебя, хотя я давно уже знаю, что я тебе стар, некрасив и неразговорчив. У меня же стеклозавод!
- Тогда я могу пригласить любовника, Серёжа, домой?
- Это твоё дело, как хочешь, что же я могу тебе предложить? - сказал Серёжа.
- Значит так, я себе уже нашла того, кто меня будет развлекать игрой на рояли, - это податной инспектор земства Яков Осипович Кузнецов.
И он стал часто навещать нашу хозяйку Анну Николаевну. Самого Серёжу отправляли на завод, дочь Катя уже прекрасно знала, она уезжала в город к сестре Лизе Голубевой. Яша и Сержик шли гулять к своему брату Лёве Голубеву в сад, а сама хозяйка Анна Николаевна делала пировку, и такая разгульная жизнь нашей хозяюшки Анны Николаевны привела бы к несчастью.
Дело обстояло так: в одно прекрасное время наша хозяюшка Анна Николаевна закричала:
- Серёжа! Прикажи кучеру Ивану Фролову сейчас же привезти на лошади Якова Осиповича!
Приказание надо выполнять, и он идёт и кричит:
- Иван! Привези сейчас же Якова Осиповича! Аня просит.
Нашему дорогому Ивану Фролову, старшему кучеру, надоело его возить: привези, отвези, опять привези, опять отвези, опять привези, опять отвези - плюёт, ругается, и раз попал в такой момент – говорит:
- Сергей Иванович, разреши, я его отучу сюда ездить?
- Как это ты, Иван, его отучишь?
А Иван говорит:
- Это очень просто: а как я запрягу ту самую бешеную лошадь, я ей дам стаканчик или рюмочку вина или водки, и когда я его повезу, то я ударю её пошибче кнутом, чтобы она шла побыстрей, и она бросится на каменной дороге, там он и вылетит, и будет скандал по всему городу, будет неприятно, его жена - врач Кузнецова - этого не выдержит, и она попросит перевода во Владимир. Причина очень уважительная.
- Да, Иван, твоя голова много стоит денег! Я тебе дам рубль, купи водки и напои ту лошадь, и сам вместе с ней похмелись. Действуй!
И вот наш Иван Николаевич захотел избавиться от Якова Осиповича - привези, отвези, опять привези и опять отвези - и вот в одно прекрасное время, праздничный день, он привёз Якова Осиповича, распряг лошадь и стал ждать сигнала, когда его обратно везти в Судогду.
Дело затянулось долго, уже вечерело, слышны были песни молодёжи. Наш Иван всё припас, что нужно лошади, уже дал немного для храбрости, и сам немного глотнул. Вдруг выбегает горничная Настя и кричит:
- Иван Николаевич! Лошадь к парадному крыльцу!
Наш Иван что медлит - он опять налил рюмку водки и дал лошали прямо через зубы, и сам немного добавил, и стал запрягать ту самую повозку, из которой легко можно вылететь. И подал к парадному крыльцу дома.
Скоро, не чуя беды, вышел Яков Осипович и сел в пролётку. И наш Иван спросил:
- Прикажете ехать?
Яков Осипович ответил:
- Поезжай, только поскорее!
С завода Иван выехал нормально, но когда выехали на каменную дорогу, то Иван так хлестнул кнутом лошадь, что она так бросилась, что Иван не мог её удержать, и она стала носиться из стороны в сторону, а наш герой Иван только держался на вожжах, а сам Яков Осипович не мог удержаться и вылетел из пролётки на каменную дорогу, вывихнул ногу и переломил руку. Собрался народ, стали тужить, что получилось несчастье, а наш Иван сказал:
- Видно, Бог наказал! Не имей привычки шляться, ездить по любовницам - своя краля, врач, не хуже нашей Ани!
Ему и так больно - от боли, а тут ещё насмешка... Молодая интеллигенция города Судогды начала смеяться.
До такого унижения дошёл податной инспектор Яков Осипович Кузнецов. Его тут же подобрали и отвезли на лошади в больницу на излечение. Лёжа в больнице, он уже написал рапорт о переводе из Судогды - вот какова жизнь любовника.
Но кто же здесь всё-таки виноват? Как можно думать, что здесь виноваты все, здесь никому нет пощады. Самому хозяину Сергею Ивановичу - если она ему не пара, он ей в то время не нравился тем, что он стар, заика, - нужно было вопрос решить. Так же и ей надо было примириться, ведь хозяйка! Надо терпеть и привыкать к жизни, не позорить детей, ведь дочь 16 лет - не глупая, прекрасно видела всё, зачем ездил Яков Осипович. А теперь об нём - неужели ему было не стыдно, имея такую прекрасную жену, врача, которая не хотела мешать ему, только говорила, что он одумается: «Что он от меня требует – этого я не могу ему дать, той прелести, которую он имеет с Анной Николаевной... Я уже знаю, что скоро будет ребёнок, которого я не могла дать...»
С такого позора наша хозяйка Анна Николаевна стала сурьёзнее, захотела организовать культурную работу среди Судогодской интеллигенции - учителей земских школ и земских служащих, стала ставить спектакли во вновь выстроенной школе. Первые артисты и певцы были Рагузин, земский служащий; Назаров Виктор Спиридонович с женой Анной Алексеевной; братья Барлотти и ряд других лиц, тоже интеллигенции. Первая пьеса была – «Ванька Ключник», которая была поставлена хорошо. Была прекрасная декорация, шикарные костюмы и остальной реквизит, на что хозяева предоставили немалые средства с покупкой и пошивкой этих костюмов. А вторая пьеса тоже была поставлена, это была «Вольная волюшка», тоже была шикарная декорация и хорошие костюмы, на которые тоже были затрачены немалые средства; а также много других пьес. Играли замечательно, наша хозяюшка Анна Николаевна так увлеклась в постановках спектаклей, что и забыла про любовника.
Вот так и организована была культурная работа на стеклозаводе, только не силами молодых рабочих, а Судогодской интеллигенцией. Хотя у нас среди рабочих в то время были силы в постановке, но рабочему на сцену вход частично был запрещён, не со стороны самих хозяев, а со стороны той же Судогодской интеллигенции. Вроде того - если мы их допустим, то они испортят нашу постановку, как некультурные. Но всё-таки за последнее время уже благодаря усиленной работе учительницы Сергиевской Елены Макарьевны были приглашены некоторые молодые рабочие в постановках, хоть и на малые пока роли, или вовсе без ролей.
Но так как ввиду переворота царской власти сама интеллигенция ушла от постановок, на сцену выступили наши любители искусства из рабочих - например, такие активные рабочие были: Пятакин Александр Васильевич, Данилов Иван Кондратьевич, Казаков Иван Матвеевич, Апенов Георгий Иванович, Цветников Иван Гаврилович и ряд других ещё молодых комсомольцев. Такими силами любителей искусства был поставлен не один спектакль из военной темы: «Госпиталь» из жизни раненых бойцов, где хорошо впервые сыграл роль рабочий Пятакин Александр Васильевич и Данилов Иван Кондратьевич, и другие. И последняя пьеса Горького «На дне» тоже была поставлена хорошо.
История Судогды на рубеже XIX-XX веков. Вступительное слово автора.
Архив Василия Демешкина. Часть 1.
Архив Василия Демешкина. Часть 2.
Архив Василия Демешкина. Часть 3.
Архив Василия Демешкина. Часть 4.
Архив Василия Демешкина. Часть 5.
Архив Василия Демешкина. Часть 6.
Архив Василия Демешкина. Часть 7.
Архив Василия Демешкина. Часть 8.
Архив Василия Демешкина. Часть 9.
Архив Василия Демешкина. Часть 10.
Архив Василия Демешкина. Часть 11.
Архив Василия Демешкина. Часть 12.
Архив Василия Демешкина. Часть 13.
Архив Василия Демешкина. Часть 14.
Архив Василия Демешкина. Часть 15.
Архив Василия Демешкина. Часть 16.
Архив Василия Демешкина. Часть 17.
Архив Василия Демешкина. Часть 18.
Архив Василия Демешкина. Часть 19.
Архив Василия Демешкина. Часть 20.
Архив Василия Демешкина. Часть 21.
Архив Василия Демешкина. Часть 22.
Архив Василия Демешкина. Часть 23.
Архив Василия Демешкина. Часть 24.
Архив Василия Демешкина. Часть 25.
Архив Василия Демешкина.Часть 26.
Архив Василия Демешкина. Часть 27.
Архив Василия Демешкина. Часть 28.
Архив Василия Демешкина. Часть 29.
Архив Василия Демешкина. Часть 30.
Архив Василия Демешкина. Часть 31.
Архив Василия Демешкина. Часть 32.
Архив Василия Демешкина. Часть 33.
Архив Василия Демешкина. Часть 34.
Архив Василия Демешкина. Часть 35.
Архив Василия Демешкина. Часть 36.
Архив Василия Демешкина. Часть 37.
Архив Василия Демешкина. Часть 38.
Архив Василия Демешкина. Часть 39.
Архив Василия Демешкина. Часть 40.
Архив Василия Демешкина. Часть 41.
Архив Василия Демешкина. Часть 42.
Архив Василия Демешкина. Часть 43.
Архив Василия Демешкина. Часть 44.
Архив Василия Демешкина. Часть 45.
Архив Василия Демешкина. Часть 46.
Архив Василия Демешкина. Часть 47.
Архив Василия Демешкина. Часть 48.
Архив Василия Демешкина. Часть 49.
Архив Василия Демешкина. Часть 50.
Архив Василия Демешкина. Часть 51.
Архив Василия Демешкина. Часть 52.
Архив Василия Демешкина. Часть 53.
Архив Василия Демешкина. Дополнения. Наш комментарий.
Архив Василия Демешкина. Дополнение 1. Список профессий на стекольном заводе.
Архив Василия Демешкина. Дополнение 2.
Архив Василия Демешкина. Дополнение 3.
Архив Василия Демешкина. Дополнение 4.
Tasha.
Фото автора.
Судогда, 24 октября 2011 г.