Архив Василия Демешкина. Часть 7.
Всю вырабатываемую посуду, годную для пивоваренных и водочных заводов, паковали в рогожные кули особые кладчики для посуды, с пометкой своей фамилии, сокращённо. Погрузка производилась ежедневно, и подача вагонов была не ограничена - сколько угодно: вагон, два или даже пять – в зависимости от наличия. Большого запаса на станции не было даже. Грузили с подвод, отправляли более на заводы в Москву, как, например, Трёхгорному Пивоваренному заводу и другим, - грузили только вполне годную для этих заводов посуду; а погрузка происходила брачная, то эта грузилась специально на Склад в Москву, где её покупали для нужд другого потребления. Никаких актов о негодности не составлялось, - негодную не грузили на водочные и пивоваренные заводы. Никакого боя не было, так как упаковка была качественная, и сам кладчик посуды был заинтересован в этом – не получить штрафа за бой.
С момента пуска и работы трёх ванных печей Московский Склад вынуждены были увеличить, так как все вагоны с продукцией шли через склад, а там сам покупатель, согласно накладной, приложенной в вагоне, брал то количество, какое ему требуется, ту или иную посуду. Если же посуда была не та, какая ему требуется, то брали из запаса, а пришедшую, если она ему не требуется, выгружали в склад. Особых трудов с кулями не было, так как они были не очень тяжёлые и хорошо упакованные. Их сгружали спешно: пришедший вагон с посудой с того или иного завода вновь нагружался обратно стеклобоем, в котором наш завод имел большую потребность. Так как вся отправляемая в адреса тех заводов посуда поступала в очень скором времени, никакой задержки не было - железная дорога доставляла очень аккуратно. Прибывшая с Храповицкой ветки на Волосатую посуда отправлялась тут же, с первым товарным составом, потому что они были заинтересованы этим стекольным заводом, имея уважение со стороны заводчика Голубева.
Всю упакованную посуду возили возчики деревни Галанино; вначале задействовано было 15 лошадей, а последнее время их стало ходить уже более 20, а иногда доходило и до 30 лошадей из двух деревень и из самого завода. Частично иногда помогали из деревни Малюшино, и уже стали приобретать лошадей и наши выходцы из рабочих, которым надоело работать в гуте, – эти жили около завода, как, например, Смирнов Иван Антонович, братья Капустины – Фёдор Васильевич и Егор Васильевич, Асотов Алексей Кириллович, Голубев Павел Алекс, Скворцев Яков Гаврилович, Кабанов Алексей Сергеевич, Шкетов Иван Викторович и ряд других возчиков.
Количество грузов приходило ежедневно от 5 до 8 вагонов – как материалов, так и продуктов питания. Так как первое время станция Храповицкая II ещё не была построена, то поезда доходили до станции Храповицкой I и далее на Болотское, - нашу продукцию возили на Болотский тупик, который в настоящее время использован Ликинским Доломитным карьером под погрузку доломитовой муки. Там наш Стекольный завод построил временный склад для хранения всех грузов – он находился от стеклозавода примерно в 17 верстах. Склад был не очень большой – не более, как на два вагона посуды и три вагона разных материалов. Да большой и не требовался - вагоны подавали ежедневно, сколько угодно. На Храповицкую ветку вагоны подавались в неограниченном количестве, а тем более, что прибывшие с грузом продуктов питания для стекольного завода обратно не уводили, а грузили той посудой, которая имелась и будет доставлена в тот день. Сами возчики делали почти ежедневно примерно две поездки. 15-20 лошадей брали 250-280 кулей с посудой, а обратно клали другой груз – бой и сульфат в бочках, и иные материалы и продукты.
А теперь - какое движение было тех возчиков.
Чтобы не было простоя в поездках, сами возчики между собой договаривались брать всю пакованную посуду, какая имеется, раскладывая все кули пропорционально, а так же и обратный груз, кому чего везти, – согласно упитанности лошадей. Можно привести такой пример - самые хорошие, упитанные лошади были: у Котова Ивана Тимофеевича – 3 лошади, у Павлова Макара Ф. – 2 лошади, у Соколова Павла Ивановича – 2 лошади. Эти лошади брали обратный груз, как то: сульфат в бочках и стеклобой, а также, когда приходил вагон или два с мукой, то её тут же, из вагона, поднимали таким количеством лошадей. Но так как расстояние очень далёкое (делали ежедневно 70 вёрст), возчики, чтобы не утруждать своих лошадей, делали в неделю вместо 12 поездок только 9, без ущерба на то. Но когда открылась Храповицкая II, то расстояние стало только 6-7 вёрст, и положение очень улучшилось. Был построен больший склад для посуды и материалов, и сами возчики стали делать не две, а иногда даже по четыре поездки. Нагружали груз со станции Храповицкой II, оставляли его у себя в деревне на ночь, а утром его привозили на стеклозавод и там брали упакованную посуду. А когда стали работать три печи, и отправка увеличилась - стали уже возить на склад в запас до первой погрузки её. Все грузы приводили в адрес стеклозавода и его магазинов и отправляли без задержки, так как стеклобой и сульфат был очень нужен.
История Судогды на рубеже XIX-XX веков. Вступительное слово автора.
Архив Василия Демешкина. Часть 1.
Архив Василия Демешкина. Часть 2.
Архив Василия Демешкина. Часть 3.
Архив Василия Демешкина. Часть 4.
Архив Василия Демешкина. Часть 5.
Архив Василия Демешкина. Часть 6.
Архив Василия Демешкина. Часть 7.
Архив Василия Демешкина. Часть 8.
Архив Василия Демешкина. Часть 9.
Архив Василия Демешкина. Часть 10.
Архив Василия Демешкина. Часть 11.
Архив Василия Демешкина. Часть 12.
Архив Василия Демешкина. Часть 13.
Архив Василия Демешкина. Часть 14.
Архив Василия Демешкина. Часть 15.
Архив Василия Демешкина. Часть 16.
Архив Василия Демешкина. Часть 17.
Архив Василия Демешкина. Часть 18.
Архив Василия Демешкина. Часть 19.
Архив Василия Демешкина. Часть 20.
Архив Василия Демешкина. Часть 21.
Архив Василия Демешкина. Часть 22.
Архив Василия Демешкина. Часть 23.
Архив Василия Демешкина. Часть 24.
Архив Василия Демешкина. Часть 25.
Архив Василия Демешкина.Часть 26.
Архив Василия Демешкина. Часть 27.
Архив Василия Демешкина. Часть 28.
Архив Василия Демешкина. Часть 29.
Архив Василия Демешкина. Часть 30.
Архив Василия Демешкина. Часть 31.
Архив Василия Демешкина. Часть 32.
Архив Василия Демешкина. Часть 33.
Архив Василия Демешкина. Часть 34.
Архив Василия Демешкина. Часть 35.
Архив Василия Демешкина. Часть 36.
Архив Василия Демешкина. Часть 37.
Архив Василия Демешкина. Часть 38.
Архив Василия Демешкина. Часть 39.
Архив Василия Демешкина. Часть 40.
Архив Василия Демешкина. Часть 41.
Архив Василия Демешкина. Часть 42.
Архив Василия Демешкина. Часть 43.
Архив Василия Демешкина. Часть 44.
Архив Василия Демешкина. Часть 45.
Архив Василия Демешкина. Часть 46.
Архив Василия Демешкина. Часть 47.
Архив Василия Демешкина. Часть 48.
Архив Василия Демешкина. Часть 49.
Архив Василия Демешкина. Часть 50.
Архив Василия Демешкина. Часть 51.
Архив Василия Демешкина. Часть 52.
Архив Василия Демешкина. Часть 53.
Архив Василия Демешкина. Дополнения. Наш комментарий.
Архив Василия Демешкина. Дополнение 1. Список профессий на стекольном заводе.
Архив Василия Демешкина. Дополнение 2.
Архив Василия Демешкина. Дополнение 3.
Архив Василия Демешкина. Дополнение 4.
Tasha.
Фото автора.
Судогда, 14 октября 2011 г.