Тонированные камни и как их делают
Окрашенные агаты - одни из популярнейших камней на российским рынке украшений
Благодарные отзывы о наших статьях про поддельные камни и их отличия от камней натуральных радуют нас каждый раз. Вместе с отзывами приходят и новые вопросы. Сегодняшняя статья - ответ на вопрос читателей: «Тонированный камень - это как? Как он себя ведёт? Будет линять цвет или нет?»
Чтобы прояснить эту тему, нужно понять, каким образом вообще могут изменять свой природный цвет камни. Что делает человек, чтобы их окраска стала другой? Зная это, мы сможем и сказать, насколько стойкой она окажется.
Для удобства разделим все существующие варианты на три группы и рассмотрим их отдельно.
Группа первая. Изменение цвета камней с помощью физического воздействия
К этой первой группе мы условно причисляем такие варианты «окрашивания» камней, как изменение их цвета с помощью облучения и повышенной температуры.
Облучение радиацией чаще всего используют с дорогим сырьём - таким, например, как алмазы, корунды, топазы, турмалины. Пишут, что облучают также аквамарин. Изменяя их базовый природный тон, можно влиять и на стоимость, придавая «более дорогую» окраску. Конечно, облагороженные таким образом камни следует соответствующим образом маркировать. Недобросовестные продавцы могут пользоваться этим, выдавая окраску за природную. Опознать такие камни сложно. Облучённые гамма-частицами электронного происхождения - безвредны. Ходят слухи о том, что некоторые драгоценные, полудрагоценные и даже поделочные камни «облагораживаются» в атомных реакторах в Бразилии и Китае, но это маловероятно. Цвет такие камни при обычных условиях с течением времени уже не меняют.
Самостоятельно разобраться, облагорожен таким образом камень или нет, не выйдет. Нужно будет мнение эксперта (а для проверки радиоактивности - счётчик Гейгера). Мы же, покупая чаще всего поделочные камни, имеем дело с другой ценовой категорией и с другими методами окрашивания, поэтому этот даже в расчёт не берём.
Очень распространён метод термообработки. Он основан на том, что многие камни при нагревании меняют свой тон, иногда даже резко. Сплошь и рядом «греют» аметисты. При повышении температуры цвет бледно-фиолетовых (и поэтому не очень ценных) образцов аметиста сначала делается более интенсивным. Потом, при прокаливании примерно на 500 градусах, насыщенный лиловый становится бледно-жёлтым. А ближе к 600 - более тёмным, почти коричневым. Отдельные экземпляры аметиста при подобной обработке (чуть более щадящей) могут становиться бледно-зелёными, но это скорее редкость и относится лишь к образцам из нескольких месторождений.
Все камни на этой картинке - не цитрины, а термически обработанные аметисты. Образец вверху слева был прогрет сильно, вверху справа - несколько слабее
Здесь нужно сделать одно маленькое, но важное «лирическое отступление». Если объяснять всё предельно просто, близкие виды камней могут иметь одну и ту же химическую формулу, но различаться по оттенку, полученному за счёт примесей. Таким образом, цвет камня - его неотъемлемое свойство, на которое опирается классификация. А в случае с тем же аметистом - это не просто разновидность кварца, а разновидность кварца фиолетового цвета. Светлого, тёмного, яркого, неровного, мутного или идеально прозрачного - неважно, это уже характеризует конкретные его сорта. Главное - что фиолетового.
И вот что происходит. Помещая куски минерала на прокаливание, мы получаем, вроде бы, на выходе тот же аметист. Но он уже жёлтый. Или коричневый. Или зелёный. Соответственно, под определение аметиста как фиолетовой разновидности оксида кремния он уже не подходит. Положили в печь аметист - вынули жёлтый цитрин. Или зелёный празиолит. И хотя химически, естественно, атомы примесей в камне в другие не превращаются, оптически наш глаз «аметиста» здесь уже не увидит, и называть его так будет неправильно. От природных цитринов полученное сырьё тоже будет отличаться лишь нюансами окраски и состава.
"Зелёный аметист", периодически появляющийся в продаже - это уже не аметист, поскольку аметист по определению зелёным быть не может.
Так как же корректно назвать то, что получилось? В идеале - чёрным по белому: «термически обработанный аметист». Особенно если воздействие использовалось для усиления фиолетовой окраски, что в случае с прозрачными кристаллами повышает их цену. Цитрин, который встречается в природе реже других кварцев, нечасто попадает в продажу в нашей стране. В основном мы если его и видим, то как раз в варианте такой имитации через прогревание популярного и доступного аметиста поделочного качества. Отличить последний можно по красноватым и более насыщенным оттенкам окраски. Натуральный цитрин имеет лёгкий, светлый, соломисто-золотистый тон, а гретый иногда доходит до цвета густой чайной заварки. Обратив на это внимание, научиться различать их достаточно легко. Мне же самой натуральный цитрин в руки попадал лишь однажды. И ещё раз - при переделке старого украшения.
Природные цитрины, не подверженные термической обработке, обычно имеют светлый оттенок
Как видите, обработка при повышенных температурах - дело довольно обычное. Какие ещё камни обрабатывают термически, чтобы изменить их цвет? На ум приходят, конечно же, агаты, но о них мы поговорим далее. Также очень часто прогревают тигровый глаз, чтобы получить другую разновидность глазкового кварца - так называемый «бычий глаз», он вишнёво-красный. Из зеленоватых бериллов выходят при прогреве более дорогие голубые аквамарины. Прозрачный аквамарин приобретает более интенсивный голубой цвет при прогреве до 400-500 оС (а под действием солнечного света этот камень, наоборот, бледнеет). Термически обрабатывают и корунды, топазы, танзаниты, и некоторые другие виды камней.
Слева - тигровый глаз природной окраски, справа - "бычий глаз". Камень тонирован методом прогревания и приобрёл после этого красный цвет
Ещё одним видом термообработки является нагрев с последующим резким охлаждением. Делается это не для изменения цвета, а для получения красивого рисунка из трещин, называемого «кракле». Этот метод применяется и к стеклу, и к камню, часто совмещается с химическим окрашиванием (чтобы, как говорится, два раза не вставать). И хотя само по себе подобное растрескивание окраску минерала никак не меняет, к тем, которые ему подвергнуты, стоит присматриваться повнимательней, ибо они в 95% процентов случаев заодно и окрашены. Делают это с разновидностями агата, производство поставлено на поток. Такие сорта в торговле называются красиво - «вены дракона». Камень, подвергнутый подобной манипуляции, требует бережного обращения, т.к. может треснуть и развалиться даже от несильного удара.
Агаты "Вены дракона" разных сортов покрыты трещинками искусственно. Все эти камни - тонированные
Подводя итог информации о камнях, подвергнутых физическому воздействию (облучению или сильному прогреву) с целью изменения цвета, отметим ещё раз, что проделывается такое часто. Полученная окраска остаётся стойкой и никак не меняется со временем, а вот натуральной, природной для камня она, конечно же, не является.
Группа вторая. Изменение цвета камней с помощью химического воздействия
Камни, подвергнутые изменению цвета этим способом, обосновались на рынке давно и плотно. Что, в общем-то, немудрено: издавна находилось немало ловких людей, готовых покрасить не очень привлекательный камушек, чтобы увеличить его цену или даже выдать за редкую диковинку.
Чаще всего в этом случае различные минералы не просто сильно нагревают, но и добавляют к ним определённые вещества, при повышении температуры пропитывающие их структуру и изменяющие при этом исходный цвет. Классика жанра - агаты. В любой мало-мальски серьёзной книге о поделочных камнях вы найдёте картинку с разрезанным на секторы агатом, части которого все разной окраски: зелёная, красная, чёрная, голубая… Все они при этом получены искусственно и чаще всего не имеют ничего общего не только с исходной природной окраской, но и вообще с окраской камня, воспринимающейся как эстетически приятная. Очень уж «кислотные» получаются тона.
Итак, что мы имеем на прилавках? Имеем мы засилье агатов розового, синего, голубого, горчично-жёлтого, красно-рыжего, мятно-зелёного, и чёрного цвета, все тона которых можно описать коротко как «вырви глаз». Можно ли представить, что такое выросло в природе? Теоретически можно, конечно, минералы бывают очень яркие. Но вот именно агаты в большинстве своём куда более сдержанные и гармоничные по тону камни. Но мы уже, увы, отвыкаем от этого. Более того, окрашенным агатам приписывают магические свойства (кто не слышал про "чёрный агат"), которых, разумеется, у них не более, чем у краски, которой их тонировали...
Технология наработана десятилетиями. Яркую рыжую имитацию сердолика из агатов нейтральной серенькой окраски производят с помощью оксидов железа (по-простому - ржавчины). Соляная кислота помогает получить жёлтый цвет. Соединения хрома дают зелёный, и так далее по всей этой агатовой «радуге». Химическая обработка плюс прогрев - и вот камушек «заиграл».
Эта иллюстрация из книг по минералогии, как и предыдущая, показывает классические варианты окраски агата. Природный цвет имеет только первый сектор, остальные части камня тонированы
Агат - разновидность халцедона, имеющая полосатую, слоистую окраску. Эти слои бывают различной толщины, прозрачности, плотности, поэтому краску впитывают по-разному. Самые податливые вбирают её, как микрогубка, и оказываются самыми яркими в итоге. Более плотные принимают меньше, а есть такие, которые практически сохраняют исходный цвет. Чаще всего они бывают беловатыми.
Оттенки химически окрашенных агатов очень просто выучить. Они повторяются от камня к камню и все весьма характерные. Для удобства мы сделали небольшое «наглядное пособие», и если вы увидели подобный камень в продаже, можете быть абсолютно уверенными, что цвет его - не природный, что бы продавец ни говорил.
Пройдёмся по «радуге». Ярко-синих и ярко-голубых агатов просто не бывает. Фуксийно-розовых тоже. И зелёных, да. Есть определённые и совершенно конкретные природные сорта, которые имеют розоватые, нежно-бело-голубые синевато-серые и глухие зеленоватые оттенки, но ничего общего с этой кислотной «красотой» они не имеют. Ярко-чёрный агат, сияющий, как отполированный бок элитного автомобиля, тоже миф и не более того (хотя как "магические" именно такие камушки обычно и продают). Горчичный тон красителя тоже очень характерен и крайне редок в природе. С оранжево-рыжим же всё сложней: совсем близко по тону природный сердолик и карнеол. Здесь различение не такое уж простое, но если учесть, что красят сейчас агаты просто массово, то принимаем за основу, что именно тонированный камень вы встретите значительно чаще, чем образец природного оттенка. Натуральный сердолик чаще всего светлее, прозрачнее, желтее, без характерного насыщенного почти красного оттенка. Если камень при этом имеет трещинки-«кракле», он стопроцентно был окрашен.
В последнее время появились в продаже камни под названием "агат пати". На поверку оказывается, что это окрашенный красителями халцедон, иногда агат с плохо выраженной слоистостью, зачастую искусственно кракелированный (покрытый сетью трещин после нагревания и резкого охлаждения). Продаются такие "агаты" дорого, но не стоит вестись на дешёвые трюки: стоимость подобных камней копеечная, а ценность близится к нулю.
Подборка популярных образцов бижутерии и коллекционных камушков. Камней природного цвета здесь нет
Точно так же красят и прозрачные халцедоны. Простоты ради можно сказать, что халцедон - это тот же агат, только без полосок. После обработки они приобретают красивый цвет и в виде шлифованных кабошонов, бусин и прочих ювелирных элементов нередко выдаются за различные другие минералы, в том числе - за хризопраз, нефрит, аквамарин, розовый кварц. Такие торговые названия, как «халцедон аква», «мятный халцедон», тоже относятся сюда, хотя отдельного сообщения о тонировке камня продавец, как правило, не делает.
Несколько образцов тонированного халцедона
Также мы знаем примеры химического усиления окраски лазуритов (у скромненьких тусклых образцов усиливают синий, он при этом приобретает характерный кричащий тон с небольшим сине-фиолетовым отливом). Встречали мы на просторах Сети и крайне странные единичные попытки окрасить в ярко-розовый лунные камни-плагиоклазы (фото опубликовано здесь). У них, как и у всех других камней, имеющих слоистую, трещиноватую структуру, краситель проникает в первую очередь именно в трещинки, и их рисунок начинает выделяться цветом. Это дополнительный признак, по которому искусственно окрашенный камень легко отличить.
Львиная доля окрашенных химически камней сохраняет новый цвет стойко, и он не меняется. Исключения составляют те случаи, когда оттенок привносили без прогрева, и сами красители оставляют желать лучшего. Тут уже могут быть самые разные проблемы, в том числе окрашенная кожа или одежда носящего украшение.
Иногда, чтобы понять, натуральный ли цвет у камня, его на незаметном участке можно потереть ватной палочкой со спиртом или другим растворителем. Это сработает далеко не всегда, но в части случаев покажет правду.
Нам приходилось встречать так называемые «аквариумные кварцы» из Бразилии - очень привлекательные объёмные капли прозрачного кварца, задняя стенка которых занята рыхлыми пещеристыми включениями, создающими эффект водорослей под водой или мха. Оказалось, что те из них, которые были жёлтыми, ярко-розовыми или красными, были окрашены путём пропитки колером - и охотно «отдавали» его, стоило нанести на задник камня клей.
Тем же путём простой пропитки красят и культивированный жемчуг. Результат держится вполне устойчиво, выцветания не происходит.
Оттенки искусственно окрашенного жемчуга - на любой вкус
Наконец, иногда совсем уж дешёвые бусины тонируют лаковой плёнкой, убивая двух зайцев: придавая новый цвет и имитируя гладкую шлифовку. Такие покрытия не выносят обычно даже обычных царапин и хорошо видны своей границей у дырочек бусин. Раскусить происхождение этой «красоты» не составит труда, лак процарапать можно даже ногтем или иголкой, а стойкость его не выдерживает никакой критики. Так имитируют из керамики, стекла, бросовых камней и полимеров красный коралл, гранат, бирюзу, хризоколлу, жемчуг, непрозрачный турмалин поделочного качества. И да, в отдельных случаях краситься он может, даже просто контактируя с кожей или тканью.
Подводя итог по группе химически окрашенных камней, мы можем сказать, что чаще всего их цвет будет стойким, но порой случается и иное. Ватка со спиртом может показать, не является ли данный экземпляр неприятным исключением. Некачественно окрашенный камень может испачкать то, с чем контактирует, а покрытый лаковой плёночкой - некрасиво затереться и облезть.
Группа третья, условная. Изменение цвета камней из-за воздействия времени.
Наконец, нам показалось уместным добавить здесь пару слов о тех камнях, которым не была придана искусственная окраска, но которые сами могут изменить цвет с течением времени. К ним относятся те, которые имеют нестойкую, сравнительно мягкую структуру. В первую очередь известно выцветание, побледнение натуральной бирюзы. Это может происходить не сразу, а через десятилетия, может быть и вовсе незаметно, но такие случаи описаны и это является нормой. Также может мутнеть и белеть жемчуг, состоящий как бы из наслаивающихся друг на друга тонких плёночек перламутра. Внешние контактируют с воздухом, кожей, потовыми выделениями и со временем становятся непривлекательными на вид. Как, в принципе, и с другими камнями, с бирюзой и жемчугом нужно обращаться аккуратно и не подвергать их воздействию агрессивных химических сред - кремов, парфюмерии, моющих и чистящих средств, морской воды. Тогда они будут радовать вас долгое время.
Надеемся, что наша статья оказалась полезной! :)
Наталья Знахуренко,
Судогда, 6 апреля 2020 г.