Как отличить натуральный авантюрин от его имитации
Ещё один популярный камень, о котором можно сказать, что мы больше привыкли видеть его имитации, нежели настоящие природные образцы - это авантюрин. Редкий прилавок с бижутерией без него обойдётся, даже если прилавок этот находится на каком-нибудь захудалом рынке или в подземном переходе. Тем не менее, со всей уверенностью можно сказать, что авантюрин мы на нём увидим поддельный. При этом - вот парадокс - глаз настолько привык к характерному облику фальшивого камня, что сомнений в его натуральности обычно вообще не возникает. Даже наоборот - так и хочется сказать: «Да, да, всё в порядке, именно так авантюрин и выглядит!»
Что ж, начнём разбираться. Тем более, что эта тема когда-то задела и меня лично. Дело было так: в 15 лет я на первый в своей жизни заработок, добытый во время летних каникул продажей газет, купила всякого, и в том числе - бусы из зелёного авантюрина в самом что ни на есть «серьёзном» ювелирном магазине в Нижнем Новгороде. Украшение не отличалось роскошным дизайном, и всё же мне нравилось и долгое время было любимым. Слишком уж «правильные» и яркие полосы блёсток на нижней поверхности центральной подвески смущали меня с самого начала, но я и подумать не могла, что мне и на самом деле продали не авантюрин, а так называемое авантюриновое стекло. К сожалению, именно так и оказалось. Это не заставило меня разлюбить мои бусики, а вот в необходимости внимательной проверки камней даже в самых навороченных салонах - убедило вполне.
Природный камень авантюрин - одна из разновидностей кварцита, то есть породы, в большей своей части образованной зернистыми частицами кварца, а также содержащей некоторые другие включения (гематит, слюду, гётит...), имеющих форму мелких чешуек и за счёт этого поблёскивающих светлыми искорками на фоне общего тона камня. Авантюрин бывает разного цвета - буро-жёлтый, серовато-зелёный, глухого синего оттенка, красно-коричневый, изредка со светлыми молочными зонами. Иногда он слегка просвечивает, но только при небольшой глубине среза - в несколько миллиметров.
Авантюрин добывали и ценили давно, особое место среди камней он занимал, например, в Индии и Китае, а встречается в значимых количествах на нашей планете в самых разных местах: и в Австралии, и в Европе, и в Азии, и в США, и в странах Южной Америки, и у нас, в России, - на Урале. Разве что для африканского континента практически не упоминается авантюриновых месторождений (хотя, как минимум, в Танзании он есть), но именно там, а точнее - в древнем Египте, и изобрели впервые стеклянную имитацию авантюрина. Секрет её производства был утерян со временем, и по чистой случайности она была изобретена снова искусными стеклоделами с итальянского острова Мурано в XVI веке. Тогда один из мастеров просыпал медные опилки с расплавленную стеклянную массу и получил эффектные искорки в толще стекла. Идею оценили, и с тех пор авантюриновое стекло продолжают делать в немалых количествах, в наши времена постоянно и совершенно бессовестно выдавая его за натуральный камень, который, кстати сказать, не настолько даже дорог, но на прилавках по сравнению со стеклянными «собратьями» встречается в разы реже.
Надо сказать, что отличить настоящий авантюрин от его имитации не просто, а очень просто! Чтобы разобраться в этом вопросе, пойдём «от противного» и для начала рассмотрим популярные подделки, а потом полюбуемся на разные сорта натурального камня. Я специально сделала подборки фотографий, чтобы у вас не осталось сомнений. Авантюриновое стекло бывает нескольких видов, и все они выглядят вполне характерно – даже тон имеют всегда одинаковый, стандартный.
Авантюриновое стекло первого типа – это практически каждому знакомые красновато-рыжие непрозрачные «камушки» (бусины, подвески…) с щедро рассыпанными по поверхности золотистыми блёстками. У них характерный яркий, бросающийся в глаза блеск, чуточку напоминающий о мишуре на новогодней ёлке. Он может «лежать» кое-где неравномерно, но обычно вполне ровный и интенсивный. Вообще, эта, да и прочие имитации авантюрина сами по себе достаточно декоративны. Вот только потакать нечистоплотным продавцам, уверяющим, что эти стекляшечки выросли в земных недрах, не стоит. Как и самим вестись на подобные разговоры. Стоят украшения с такими вставками или бусинами обычно недорого, но тут уж у кого как фантазии хватит - всегда могут встретиться неприятные исключения с заоблачной ценой на копеечную имитацию. Так что держим ухо востро. Среди торговых названий чаще всего бытует формулировка «авантюрин «Золотой песок», что, конечно же, ни в коем случае не правомерно.
Второй тип имитации, дабы опять же запудрить мозги восхищённой публике, в торговле привычно именуют так: авантюрин «Небо Каира». Авантюрином от этих красивых метафор стекло, конечно, не станет. Оно исчерна-синего цвета с серебристыми блёстками. Также выглядит весьма декоративно и встречается в продаже регулярно.
Третий тип – тот самый, что достался мне когда-то по незнанию в нижегородском ювелирном магазине. Он реже всех попадается в продаже и, пожалуй, при этом самый интересный на вид: тёмно-зелёный с яркими искрами, которые тоже кажутся зелёными. По неизвестным мне причинам эти блёстки нередко ложатся равномерными полосами (в моём случае они были видны на заднике кулона, и на коллаже тоже есть такой экземпляр). Это, конечно же, наводит на справедливые мысли о рукотворном происхождении «камня».
Четвёртый тип имитации авантюрина - смешанный. В прямом смысле слова. Берут кусочки массы (колотое стекло - возможно, отходы) «Золотого песка» и «Неба Каира», от души их перемешивают и сплавляют в единую массу, не слишком перегревая, чтобы кусочки не потеряли чётких границ. Получаются пёстрые и всё так же нашпигованные блёстками бусины и прочее бижутерное сырьё. Выглядит это уже малость странновато, хотя, в целом, ещё достаточно декоративно, если отбросить ассоциации с натуральным камнем насовсем.
Ну и, наконец, пятый тип создаётся по тому же принципу, что и предыдущий, только здесь к кусочкам «Золотого песка» подмешивают уже простое непрозрачное белое стекло. На вкус и на цвет, как говорится... Честно говоря, результат в данном случае выглядит совсем уж слабо и дёшево. Но и он своего покупателя находит, хотя лично мне встречался только на фото, а на прилавках магазинов – нет. Что, в общем-то, вполне справедливо.
* * *
Что общего у всех этих вышеперечисленных видов имитаций? В чём хорошо видна их искусственность? В стандартных ровных оттенках, в чрезмерной и тоже очень ровной «блескучести» искорок-включений. У двухцветных вариантов - в «колотой» структуре, которая у природного камня (я сейчас именно про авантюрин) не встречается вообще. Это то, что легко заметить даже новичку, и в то же время этого вполне достаточно, чтобы отличить настоящий авантюрин от имитации.
У натурального авантюрина куда более деликатные, разнообразные оттенки, часто - достаточно нежные, даже пастельные, хотя есть и тёмно-кирпичная, и другие более тёмные разновидности. Блёстки чаще всего оказываются не просто более слабыми и неяркими, временами на некоторых участках образца они вообще почти не видны. А искрятся чаще всего так, что воспоминаний о свежих металлических стружках не возникает. Как всегда, Природа творит куда более утончённые и совершенные вещи, чем человек.
На этих фото - кусочки натурального синего и зелёного авантюрина. Почувствуйте разницу!
А здесь - тот натуральный авантюрин, который можно
приобрести сейчас чаще всего. Он может быть и молочно-золотистым, и медовым, и
рыжим, и красноватым, и коричневым; часто меняет фоновую окраску даже в
пределах одного небольшого камушка. Так же и блёстки - на одних участках они
поярче, на других - совсем «тающие», а где-то и вовсе сходят на нет. Шлифуют
такой авантюрин чаще всего кабошонами. Приходилось работать с ним и мне (как и
с однотонным авантюриновым стеклом, которое я, кстати, тоже люблю и уважаю - но
никогда и в мыслях не держу выдавать его за натуральный камень). Разве можно
сравнить эти два материала? Теперь, посмотрев на эти фото, вы тоже никогда их
не перепутаете.
Кулон-лунница моей работы с натуральным авантюрином. 2016 год.
Tasha.
Фото Tasha и с просторов Интернета.
Судогда, 3 апреля 2018 г.