Это наш Дом Без Ключей...

Остатки прежней роскоши

Любому, кто приезжает в замок Храповицкого, в глаза бросается та огромная разница, которая разделяет старинные снимки, запечатлевшие муромцевский дворец во всём великолепии, и нынешние руины, на которых благодаря слаженным действиям огня, вандалов и времени буквально живого места не осталось. Печальная картина, однако, не может не пробуждать фантазию: заходя в эти стены, всё-таки очень хочется представить, как всё здесь выглядело сто лет назад... Но голая кирпичная кладка, казалось бы, не даст уже ни единой подсказки о том, как выглядели эти залы и коридоры, как были украшены стены... Или всё-таки можно их найти, эти "остатки прежней роскоши"? 

Этим летом мне довелось участвовать в съемках нескольких видеосюжетов, посвящённых голосованию за усадьбуХраповицкого в проекте "Россия 10". Как известно, съемочный процесс - дело небыстрое, и за это время мне ещё и удалось пройтись по руинам с фотокамерой. В этой небольшой фотоподборке постараюсь показать то, что ещё намекает на прежнее убранство замка.

Полы разрушены; стена, разделявшая ранее два помещения, тоже. Но даже вандалам трудно что-то сотворить было с каменными ступенями, соединявшими ранее два зала. На плите сохранился рисунок из насечек. Простой, но красивый...

Плитка на полу тоже привлекает внимание. Очень многим она кажется "не родной", положенной уже в советское время. Однако если приглядеться - отвалившиеся элементы оставляют на старом растворе отпечатки. Надписью на задней стороне снабжена каждая плиточка. Это само по себе необычно для советской продукции...

Пересмотрев много текстов-отпечатков, которые, понятное дело, предстают перед нами в зеркальном отражении, мы можем чётко разобрать, что на них написано. Для удобства покажем один снимочек обработанным графическим редактором, с помощью которого мы "отзеркалили" слова до их естественного вида и сделали надпись поконтрастнее.

"Villeroy & Boch Mettlach Merzig". Стоит только вспомнить о метлахской плитке, упоминающейся в описании отделки замка, как сразу становится ясно: именно по этим плиточкам и ступал когда-то ещё сам Владимир Семёнович Храповицкий и многочисленные гости его усадьбы. Интересно, что что в городе Мерциг в Германии (земля Саар), в том самом селении Меттлах, ныне находится не только производство Villeroy & Boch, но и музей керамики при нём.

Каминный зал. О былом его великолепии не напоминает уже ничего... Разве что остатки камина.

На весь замок сохранилась одна-единственная фреска. Вот она. Каким чудом осталась цела, да ещё недалеко от входа? Зато по ней мы и сейчас может увидеть интересное цветовое решение и стилизованный цветочный узор, придуманный художником больше века назад. И ещё раз удивиться стойкости старых красок, которые и сейчас, под дождём и снегом, сохраняют свежесть оттенков и всё ещё держатся.

Если присмотреться, то на оббитой поверхности стены выше по лестнице можно увидеть сохранившиеся силуэты таких же по форме стилизованных цветов. Видимо, этот узор использовался не только на одной фреске, но и в разных помещениях замка.

Увы, куда чаще здесь теперь встретишь "фрески" нового века...

А вот это уже очень интересно... И удивительно. Хоть и сильно обитая, плитка на стене небольшой комнаты сохранилась во всём великолепии своего цвета. 

Необычный узор...

Зона ниже была заполнена однотонной плиткой, которая почти не сохранилась. На отпечатках рядом - снова надпись "Villeroy & Boch Mettlach Merzig".

А вот верхняя декоративная окантовка всё ещё может дать представление о том, какой узор был выложен здесь во времена Храповицкого.

Перекрытия в восточной части здания обрушились. Теперь только снизу можно увидеть иные участки стен, где тоже сохранилась плиточная кладка. Установить, к какому времени её можно отнести, не представляется возможным из-за недоступности этого участка. Но то, что видно снизу, определённо заставляет перебирать воспоминания об упоминающихся в старых описаниях роскошных ванных комнатах. К сожалению, доказательства своей правоты или неправоты здесь получить не выйдет.

Наконец, на уцелевшей лестнице проглядывает из-под советской краски безжалостно замазанный когда-то орнамент из геральдических лилий. Известно, что именно этот символ - лилия - был на гербе рода Храповицких. Был такой герб и на фасаде замка. Неудивительно, что он также был использован художниками при росписи стен.

Судя по всему, ряд одинаковых рисунков шёл параллельно подъёму лестницы. К счастью, дореволюционная краска оказалась качественнее той, что производилась позже...

Ещё один участок с хорошо сохранивщимися лилиями двух цветов.

А эти - под пролётом лестницы.

Здесь виден также и цвет обводки. 

Это всё печально... Святая правда. Печально и то, что прав автор этого послания, и то, что выразил он свои чувства, написав о них маркером прямо по последней сохранившейся фреске.

Такой получилась наша небольшая экскурсия по замку Храповицкого. Совсем немного осталось тех зацепок, которые ещё помогают соотнести дошедшие до наших дней свидетельства о красоте и богатстве его залов и то, что мы видим ныне, приезжая сюда. Остатки прежней роскоши... Но если приглядеться - их всё же можно разглядеть. Даст Бог, усилиями Владимиро-Суздальского музея-заповедника и нам суждено будет увидеть замок другим. Возрождённым.

Tasha. Судогда, 23 декабря 2013 года.

Фото автора
.







Остатки прежней роскоши