Это наш Дом Без Ключей...

Старый малый

Удивительное, всё-таки, дело: то ли город у нас такой невезучий, то ли впрямь слишком уж запутаны ниточки его истории, уходящие порою во времена самые давние, - только вот куда ни кинь, за какую статью или книжку ни возьмись (а их и так-то совсем немного), - обязательно найдёшь самые разнообразные ляпы и неточности, оказывающиеся, кроме всего прочего, ещё и очень живучими… «Завиральные» цитаты расходятся направо и налево, как горячие пирожки на базаре, - и скоро, очень скоро уже и концов не найдёшь, и не узнаешь, откуда берутся некоторые причудливые утверждения… Вроде того, что владелец усадьбы в Муромцево Владимир Семёнович Храповицкий носил якобы титул графа… Да никогда он им не был! Однако ж с детских лет повторяем друг за другом: «граф Храповицкий» да «граф Храповицкий»…
Таким вот литературным неточностям и псевдоисторическим фактам (а самое главное - замене их вещами реальными) мы посвятим даже не одну, а целую серию статей на нашем сайте.

Откроем одну тяжёлую, толстую книгу… Пошуршав страницами, находим то, что искали.

«Судогда - город во Владимирской области. Льнопрядильная фабрика, завод стекловолокна. Основан в 1552 году».

Вот такая информация о нашем городке приводится в одном из самых популярных справочных изданий советских времён - в «Советском энциклопедическом словаре» (тот, что листаем, - 1979 года издания, но я более чем уверена уверена, что и в иные года информация перепечатывалась без изменений). Немного, правда? Тем не менее, это тот «сухой остаток», который посчитали составители самым важным… И достойным внимания во всесоюзных, так сказать, масштабах.

Но удручает даже не сугубая краткость этой справки (что и говорить, не так уж Судогда велика...), а ещё сразу два других факта - и сразу скажу, что оба этих повода для огорчений мы попытаемся сегодня устранить.

Первый - это то, что и подавляющее большинство самих судогодцев не смогло бы что-то добавить к этому, говоря о древних вехах нашей местной истории.

Ну а второй - неясность в самом тексте словарной статьи... Вот с неё-то мы и начнём.

«Основан в 1552 году»… Что значит - «основан»? В самом деле, случай, когда некая историческая личность приходит на доселе необжитое место и торжественно восклицает: «Здесь будет город заложён!..» - вещь для российской истории настолько редкая, что в отношении малых городов, существующих много столетий, об этом и говорить-то серьёзно не стоит. Да мы и не будем - ибо никакой «закладки», равно как и основания, в традиционном понимании этих слов у Судогды не было, и быть не могло. 1552 год действительно памятен для неё, и в этом составители издания не ошиблись… «Основанием» принято называть дату первого упоминания населённого пункта в письменных источниках - хотя понятно, конечно же, что речь в них идёт при этом об уже существующих поселениях, и нередко - существующих уже очень давно. Так что речь здесь, по сути дела, совсем о других событиях, которые к «основанию» города отношения даже близко не имеют. О каких именно? И правильная ли дата упомянута в словаре? Это мы сегодня и попытаемся выяснить.

Берега речки Судогды обживались людьми ещё несколько тысяч лет назад

...А жили-то люди здесь издавна, - и, пожалуй, трудно найти на Владимирщине другую землю, население которой как в разные века, так и одномоментно было бы столь же пёстрым и неоднородным…

Археологическая карта Судогодского района, изданная РАН в 1995 году во составе сборника «Археологическая карта России. Владимирская область» под редакцией Ю. А. Краснова

Если уж начинать копать (как в переносном, так и прямом смысле) с самых древних эпох, то разговор начать следует с археологических раскопок на территории Судогодского района… Которых практически не было. То есть были, конечно, - но по сравнению с тем, насколько изучены соседние Владимирская и Муромская территории, - Судогодская земля представляет собою всё тот же «белый лист». На археологическую карту Владимирской области, изданную Российской Академией Наук в 1995 году, на территории Судогодского района нанесено лишь несколько точек вдоль течения реки Судогды, самые древние находки из которых датируются эпохами мезолита и неолита. Другими словами, эти места были обжиты уже как минимум семь тысяч лет назад... а то и все десять. «Улов» археологов, свидетельствующий о быте наших земляков в те далёкие времена, небогат: каменные орудия, похожие на ножи, отщепы кремня, точило, обожжённые и расколотые камни - вот практически и всё, что найдено на берегах Судогды и Клязьмы. Сохранились ещё кости животных и рыб, свидетельствующие о том, что жили эти люди охотой и рыболовством.

Местечко Осановка близ деревни Лаврово Судогодского района. Здесь было обнаружено сразу несколько стоянок древнего человека, в том числе и самых старых, относящихся к эпохе мезолита

Каменный нож и наконечник стрелы, найденные в Судогодском районе

В более поздних пластах - находок уже больше, но представляют они собой почти сплошь одни только осколки керамики, которые исследователей также заинтересовали крайне мало.

Однако не так уж всё и безнадёжно с перспективами раскопок, если рассматривать подобные находки не с точки зрения их уникальности и неповторимости, а именно как свидетельства жизни нашего края в далёкие века. Но те же могильники-курганы домонгольской эпохи, которых здесь довольно много, много больше интересуют, увы, «чёрных копателей», нежели профессиональных археологов. Так и получается, что фонды музеев района пополняются не найденными при раскопках предметами, а случайно обнаруженными, порой просто под ногами у местных жителей валяющимися артефактами - так, например, на популярном месте купания, практически в черте города, находили ямочно-гребенчатую керамику, в микрорайоне Посадка - каменный наконечник стрелы, близ посёлка имени Воровского - сразу несколько каменных орудий… Ни одного из этих «месторождений» нет на Археологической карте РАН.

Фрагмент ямочно-гребенчатой керамики, найденный в русле реки Судогда. Предположительно - около 3 тыс. лет до н.э.

Между тем, уже само географическое положение Судогды (единственная в округе река плюс оживлённая с самых древних лет дорога, проходящая через эти места) как раз и порождало ту пестроту событий и лиц, которая в историческом разрезе тем более любопытна для нас. Исконными жителями этой земли были финно-угорские племена, говорившие на своих языках (разных, хоть и близких) и имевшие каждое свою особую культуру. И как раз на месте нынешнего Судогодского района был «стык» сразу трёх территорий: жили здесь племена меря, мурома и мещера. Самое интересное в этом во всём, пожалуй, то, что как раз на периферии, в глухих местах, вдалеке от главных поселений после прихода славян и могли дольше всего сохраняться нетронутые «островки» традиционной для этих мест финно-угорской культуры. Поэтому о временах существования этих племён, указанных в любом справочнике, мы говорить не будем - а лучше расскажем о том, что в «хрестоматийные» даты никак не укладывается… Но и фактом доказанным в полном смысле этого слова не является. Возможно - пока…

Ещё предстоит узнать, какой именно источник имелся в виду, но среди местных краеведов ходит история о том, что в одной из ревизских сказок (документ, составлявшийся после своеобразной «переписи населения» с целью обложения подушным налогом) 18 (!) века Судогда значится как финское поселение. Более того - до сих пор живут здесь люди, считающие своими предками людей племени мурома. Всё это может прозвучать довольно странно (и, повторюсь ещё раз, перед возведением в ранг исторического факта требует всесторонней и тщательной проверки), однако же, как говорится, - дыма без огня не бывает…

Но если уж говорить о вещах, которые можно не только обдумать, но и в руках подержать, - пожалуйста, такие тоже имеются. В Судогодском Краеведческом музее. Я была удивлена, когда увидела, насколько похожи образцы плетёных корзин из соснового корня (само по себе очень экзотическое, согласитесь, ремесло), экспонирующиеся в Судогде, на такие же вещи из местных музеев, посвящённых культуре и быту финно-угорских племён, проживающих и поныне на территории Ленинградской области.

Корзины, сплетённые из соснового корня. Из фондов Судогодского Краеведческого музея

Да и само слово «Судогда»… Пожалуй, ни один из других краеведческих вопросов «местного значения» не порождал столько фантазий, как этот. С чем его только ни связывали! И со славянским словом «судок», и с татарским «су» (реально существующее - «вода») и неким татарским же гипотетическим «догда» (якобы - «вокруг, кругом»), которого на самом деле в этом языке в помине нет, равно как и похожих на него по звучанию и смыслу… И уж конечно, даже не будучи лингвистом, нетрудно заметить, что «славянская» и уж тем более «татарская» версии - слишком «молодые» для того, чтобы казаться хоть сколько-нибудь правдивыми. Ибо Судогда - это ещё и река, и естественно, что именно город назван по её имени, а не наоборот. А как раз гидронимы (названия водоёмов) и хранят всегда самые древние следы местных языков, - и не может быть двух мнений, что слово «Судогда» всё-таки именно финского происхождения, а не какого-нибудь иного.

Собственно говоря, это уже и было доказано несколько лет назад, вполне убедительно, московским лингвистом Виталием Чернявским, проводившим работу по расшифровке гидронимов Судогодского района на основе современного финского и родственных ему языков, в том числе и древних. Слово «Судогда» он перевёл как «извилистая», и это название кажется очень метким - стоит только взглянуть на крутые изгибы русла нашей речушки на карте…

Извилистость Судогды сомнений на свой счёт не вызывает…

Тут-то мы и подходим к тому вопросу, с которого и начинали эту статью. А именно - что за даты, связанные с историей нашего городка, мы можем считать самыми ранними. Естественно, их мы узнаём из письменных источников - таких, как летописи и другие письменные документы далёких веков. Таковые имеются, и их даже несколько - самых старых, самых значимых. Судогда упоминается в них - и даже не один, а несколько раз - в 16-м веке. Многие из нас как минимум слышали об этом когда-то... Но рискну предположить, что с ходу припомнить, что именно это за документы, смогут единицы. А уж похвастаться тем, что видел их «живьём» - так уж и вовсе никто...

А между тем, ходить для этого далеко не пришлось бы. Трудами большого друга Краеведческого музея (и просто замечательного и неравнодушного человека) москвича Ильи Карташева в музее теперь есть не только копии двух из тех самых текстов, но и вся информация, какая только может быть с ними связана. В этой статье «судьбоносные» для Судогды страницы старинных документов воспроизводятся впервые, и наши земляки могут теперь наконец увидеть их воочию.

Итак, самое раннее упоминание Судогды, известное доселе... Поиск его оказался делом непростым, - но указание на его существование содержалось в другом, столь же почтенном источнике, который, если бы не беспощадное время, сам мог бы стать «отправной точкой» Судогодской истории - в приказном столбце дворянского рода Карамышевых.

Что это за документ такой - «приказной столбец»? Родословные людей, находящихся на государевой службе, раньше велись весьма тщательно, делалось это в Разрядном приказе, где год за годом, когда нужно было добавить к уже имеющемуся документу новые сведения, к старым листам подклеивались снизу новые, и в итоге получался длинный-предлинный свиток, - он-то и получил меткое название «столбец». Отсюда же, кстати, пошло и известное всем нам с детства из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» выражение «столбовая дворянка» (или - дворянин), указывавшее на древность дворянского рода.

Так вот, в карамышевском свитке - в самом его начале - значится следующее: «...а Василью Васильевичу дана жалов. грамота в кормление от в. кн. Ив. Вас-ча на Ржеву ... десят девятого году... Васильевича четыре сына ... Александр, Тимофей ... Дана жалов. грам[ота] ... дою от в. кн. Вас. Ивановича на Листвин, да на Судогду».

Следовательно, объект, нас интересующий, - как раз там самая грамота великого князя Василия III, согласно которой боярину Карамышеву и была пожалована «в кормление» Судогда. К сожалению, Вы сами видите, насколько мало порой можно понять из заветных, столь важных для нас строк, даже если они попали к нам в руки... Сама грамота и вовсе не дошла до наших дней. Но увлечённые историки были во все времена, и благодаря трудам исследователя Александра Юшкова, более ста лет назад изучавшего карамышевский столбец и расшифровавшего копию грамоты, приводившуюся там, мы можем сегодня с полной уверенностью сказать, что знаем, что в ней было написано. Здесь мы приводим страницу сборника, изданного им:

Судя по обилию многоточий-пропусков, уже век назад состояние документа оставляло желать лучшего. Главная проблема как раз и заключается в том, что датировка занесения в столбец текста самой грамоты утеряна, а сохранилась только дата подтверждения грамоты, поставленная сделавшим следующую запись дьяком.

Слово «подтверждение» в данном случае означает - «продление». Как мы видим из текста, Судогда была пожалована боярину «в кормление», то есть не навсегда, а временно - обычно этот срок составлял один год, гораздо реже - полтора. Потому-то и поставлен Александром Юшковым знак вопроса после почти наверняка правильно установленной им даты написания самой грамоты: 1529 (?)... И именно из-за этой малости, из-за этого самого знака, и трактуется в современных источниках столь по-разному дата «основания» Судогды: «1529» - для тех, кто счёл достаточной эту вероятность; «1552» - для тех, кто привык пользоваться только стопроцентно точными и выверенными данными.

Однако для полноты картины мы должны взглянуть и на второй источник, согласно которому и обозначили нашу главную дату составители Советского энциклопедического словаря. И снова перед нами предстаёт не оригинал документа, а его копия... Но на сей раз - издание репринтное, то есть воспроизводящее документ в первозданном виде. Кроме того, нам немыслимо повезло: текст рукописи сохранился прекрасно.

Перед Вами творение неизвестного летописца, названное очень длинно: «Сказание о зачатии Царства Казанского, и о победах Великих Князей Московских, со Царьми Казанскими преславно содеянных (...) Благочестивого Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, Всея России Самодержца». Речь здесь идёт, как многие уже догадались, об Иване Грозном, и именно с его именем связано ещё одно упоминание Судогды.

Поскольку чтение старославянских текстов - занятие, которое не каждому окажется по зубам, «переведём» этот текст - да и сами впридачу расскажем немного о событиях, в нём описанных.

Происходил эпизод, которому посвящена интересующая нас страница, вскоре после взятия юным царём (а было ему тогда всего лишь 22 года) Казани. Из завоёванной крепости он поспешил отправиться в обратный путь: государя ожидала нежно любимая жена, Анастасия Романовна, которая должна была вот-вот разрешиться от бремени. До этого у супругов уже родилось две девочки, и обе умерли, - а потому можно представить, с каким трепетом и надеждами ожидал молодой царь рождения долгожданного наследника... В один из дней, следуя со своей свитой домой, он встретил гонца, принесшего радостную весть. Об этом и рассказывает нам летописец:

«В лето же 7061е, месяца октября в 11 день, на память святого апостола Филиппа во вторник, двигся пойде православный царь ко отческому престолу здрав со всеми людьми, светлую и пресветлую победу неся ... И пойде из своея отчины из Казани, и ночевал на песку на Волге напротив Гостина острова, утром же пойде к новому граду Свияжску, и тут пребыв день един, и пойде из Свияжска в четверток [четверг] ... и прииде в Нижний Нове Град [Нижний Новгород], и тут пребыв два дни, и пойде во струзех [стругах] к Балахне Волгою рекою, и от Балахны всшедши на конь, пойде благоверный князь на ям [почтовую станцию], зовомый Судогда.

И тогда встрете его вестник, болярин Василей Юрьевич малой Траханиот, и возвещает ему Государю царю сицевый [такой] привет: ...Супруга твоя государыня царица великая княгиня Анастасия Романовна здравствует, тебе же Великому Государю царю родила сына царевича наречена Димитрия.

И тогда прииде православному царю неизглаголанная радость, яко образу его цветущу, и веселием сердца радовашеся, непрестанно славя Бога».

Таковы строки, благодаря которым Судогда может обозначить самые ранние (из достоверно известных на сегодняшний день) вехи своей истории. Теперь Вы знакомы с ними не «заочно», по скупым справкам энциклопедий, а посмотрели на них своими глазами. Любопытно, не правда ли?

Напомним, что для пересчёта лет "от сотворения мира" на современный стиль следует от указанной даты отнять 5508 лет (или 5509, если событие происходило с сентября по декабрь). Таким образом, мы и получаем достоверно известный 1552 год.

Не менее интересны и другие, более поздние странички истории нашего городка, изложенные самыми разными людьми, но так или иначе ведущие нас назад по тропинке Времени. По ней мы прогуляемся ещё не раз, чтобы увидеть, как оживают картины Судогодского Прошлого, сохранившиеся в чьей-то памяти - и доверенные некогда бумажным страницам, ныне уже пожелтевшим...

Tasha.
Фото автора и из архива Судогодского районного Краеведческого музея.
Судогда, 10 августа 2010 г.







Старый малый