О маскарадных костюмах XIX века
Трижды уже мне доводилось радикально менять род деятельности. Даже кусками жизни это трудно назвать - иногда кажется, что в каждый из этих отрезков уложилось по целой... Ну так вот, в одной из этих прошлых жизней я была музейным работником, и плоды трудов за четыре года частью своей вылились в краеведческую книгу-фотоальбом «Судогодский край. Пейзажи. История. Лица», частью - так и остались нигде не показанными и не опубликованными. Некоторые так и вовсе лежат в цифровом архиве уже не первый год... Кое-что я буду иногда выкладывать здесь. Это ведь и впрямь интересно - нельзя таким «весточкам из прошлого» пропасть снова лишь потому, что я теперь занимаюсь другим.
...Старинные газеты, признаться, всегда меня очень занимали. Даже маленькие обрывки порой приносят совершенно неожиданные факты и свидетельства из той эпохи, которую уже никак не достать нам из века двадцать первого - нет в живых её свидетелей. Вызывает живой интерес тогдашняя реклама (временами на ней - известные и ныне марки продукции), объявления частных лиц, заметки о происшествиях. Что-то из этого я тоже когда-нибудь опубликую.
А сегодня - такой же фрагмент. Обрывок газеты, обрывок привычной нашим прапрадедам жизни. В нём - рассказ о маскарадных костюмах, который я перепечатала для вас. К несчастью, часть листа была оборвана, поэтому в рассказе есть пропуски. Но и так картинка встаёт перед нашими глазами живая и любопытная.
...Ещё подумалось вдруг: всё-таки правдивее была пресса в те годы. В наше время и не представишь, чтобы о таких «неудобных» чувствах людей спокойно рассказывали. Цензура вроде бы была тогда, а читаешь - кажется, что сейчас она куда жёстче. :)
МАСКАРАД
«Едва ли существует обычай более древний, чем обычай маскироваться. Он ведёт своё начало из языческих времён и в русской жизни сохранил свою патриархальность гораздо более, чем в жизни западноевропейских государств. В нашей жизни существует даже время, нарочно для этого установленное, это - святки. Святками кончается рождественский пост, и они продолжаются, таким образом, от 25-го декабря до Крещения, т.е. до 6-го января. Обычай этот правится во всех слоях русского общества. Парни по деревням выворачивают тулупы овчиной кверху, вымазывают себе лицо и идут пугать стариков и девок; девки наряжаются парнями да старухами и также все вместе ходят по соседям. В классах русского общества более достаточных обычай этот правит приблизительно следующим образом: несколько знакомых Ивана Андреевича и Марьи Петровны сговариваются на святках относительно дня. В известный день с вечера начинаются приготовления... (часть текста утеряна)
... говорит, - точно эскадрон ночевал; Марья Петровна только-только собралась идти с Авдотьей в баню и уложила уж в свой саквояж и мыло, и мочалку, и мазь для поясницы, - как вдруг звонок, ещё звонок, и ещё звонок, звонок а звонком: появляются ряженые в самых разнообразных, и своего собственного изделия, и в «табачных» костюмах; «табачные» костюмы - это такие, которые на вечер взяты из табачной лавки.
- А, дорогие гости, милости просим! - говорит Иван Андреевич, а сам думает: «Чтоб вас насквозь с вашими святками; ну чего притащились, дураки!». Марья Петровна вне себя: с обеда ничего не осталось... (часть текста утеряна).
...костюмов в маскарадах и говорить нечего. Что же касается самого характера костюма, то в этом отношении чаще всего избирается либо известный национальный костюм, либо костюм действующего лица в какой-либо более или менее известной опере, или же так называемый аллегорический костюм, воплощающий в себе известную идею.
На прилагаемом рисунке изображена группа костюмированных именно по этой последней категории. Пять фигур в порядке справа налево изображают собой: картёж, искусственную красу, приобретённую разными косметиками; волокитство, невинность и кокетство».
Tasha,
г. Судогда, 11 июня 2016 года.