Это наш Дом Без Ключей...

В гараже Храповицкого

Как известно, Владимир Семёнович Храповицкий был большим любителем самых разных технических новинок, а поскольку был человеком далеко не бедным - мог себе их позволить. В его имении ещё в конце 19 века были и телефоны, и телеграф, и водопровод, и электрическое освещение. Не мог он обойти своим вниманием и автотранспорт. Что в муромцевской усадьбе имелись автомобили - не секрет, а вот подробности узнать не так-то просто. Тем не менее, теперь мы точно знаем, сколько и каких авто значилось у Владимира Семёновича здесь в 1910 году, а помог нам в этом краевед из Гуся-Хрустального Виктор Шохрин. Он поделился ксерокопией документа, добытого во Владимирском областном архиве. Спасибо, Виктор! :)

Листок отпечатан на пишущей машинке, а буквы успели здорово выцвести. Да и ксерокопирование ухудшило качество... К тому же, названия кое-где написаны с ошибками. Но мы ведь упрямые! Так что с помощью Интернета смогли-таки разыскать некоторые из тех авто.

Для начала - вот он, первоисточник. Чтобы вы не ломали глаза, ниже подробно расшифруем написанное в нём.

 

СПИСОК

автомобилей, имеющих/ся/ у населения города Судогды и его уезда.

В таблице две графы - в первой указано имя владельца и место нахождения автомобиля, во второй - «система и тип» авто.

Практически вся страница - шесть пунктов из семи - занята машинами, принадлежащими одному владельцу: «Полковнику Гвардии Владимиру Семёновичу Храповицкому. В имении его Сельце Муромцево». Последний - «У фабрикантов братьев Бузиных. На их фабрике. Имеется один автомобиль, но какого он типа и системы - неизвестно». Ниже сделана от руки какая-то приписка, но разобрать её в имеющемся качестве копии не представляется возможным, хотя, вероятно, в оригинале и эту фразу можно прочесть.

Итак, автомобили Владимира Семёновича Храповицкого.

Под первым номером значится: «Гарнбер «Серполэ», паровой 24 силы, 7 местный, закрытый».

Поперебирав варианты с помощью всезнающего Гугла, приходим к выводу, что это был французский «Гарднер-Серполе» (Serpollet, Gardner-Serpollet), различные модификации которого выпускались с 1889 по 1907 год. Судя по описанию, это был один из самых мощных вариантов - первые, на 4-6 лошадиных сил, едва достигали скорости в 25 километров в час. Все авто этой фирмы выпускались исключительно на паровых двигателях, и в 1907 году из-за возрастающей конкуренции с производителями машин, ездящих на бензине, продолжение конструкторских разработок сочти бесперспективным.

Практически все эти машины были рассчитаны на 2-4 человека, и как выглядел семиместный «Гарднер-Серполе» (видимо, это была последняя модель «40CV»), выяснить оказалось довольно сложно. На просторах Интернета, на французском форуме www.forum-auto.com нашёлся один снимок, предположительно подходящий под архивное описание. Выглядела автомашина так:

Машина Gardner-Serpollet

 

Под номером 2 значится «Креажер» электрический ландолэ, 20 сил, 6 местный».

C этим посложнее. Landaulet - это тип кузова, карета с откидным верхом в задней части. А вот никаких «Креажеров», похоже, на свете не было. Зато были «Кригеры», и этот-то автомобиль и имелся в виду - описание как раз подходит, эти машины работали на бензоэлектрическом или электрическом ходу и, выпускаясь с 1905 года, выполняли различные роли - от такси до военной техники. Из описания следует, что модель из усадьбы Храповицкого также была практически самой мощной. Выглядеть автомобиль мог примерно так:

 

Кrieger electric car, 1904, Science Museum collection, London

Кrieger electric car, 1904, Science Museum collection, London

 

Третий номер похож на второй.: «Колумбия» электрический ландолэ, 20 сил, 6 местный».

Эти автомобили выпускались в США с 1897 по 1913 г.г. в двух вариантах - на бензиновом и на электрическом ходу. Владимир Семёнович Храповицкий ездил, как следует из списка, на электрической «Колумбии». Практически все авто этой фирмы были довольно компактными, а шестиместный вариант мог быть похож на этот, добытый нами с www.bruceduffie.com:

«Колумбия» электрический ландолэ, 20 сил, 6 местный

 

А вот с остальными тремя авто нам так ничего пока выяснить и не удалось. Судя по искажениям, допущенным в списке выше, и эти машины тоже называться могли совсем по-другому. Каких-то подробностей о них мы пока что не выяснили. Если сможете в этом помочь - пожалуйста, напишите об этом в нашей Гостевой книге! Мы обязательно дополним материал. А пока просто назовём остальные автомобили:

Номер четыре. «Грузовик большой «Аутокемсо». 32 силы, грузуподъём до 250 пуд.»

Номер пять. «Грузовик малый «Сажа». 14 сил, грузуподъём до 60 пуд.»

Номер шесть. Автомобиль бензиновый с пожарной помпой, диаметр приёмного отверстия 3”, выбрасывающего - 2”»

 

Вот такой серьёзный автомобильный парк находился в Муромцевской усадьбе. Если даже пассажирское авто было тогда безумной роскошью и редкостью, то грузовик и пожарная помпа - тем более. Нам известно сверх этого списка только об одном автомобиле в Судогодском уезде - о нём можно прочесть в архиве Василия Демешкинa, в главе «Об автотранспорте».

А сегодня мы вам покажем ещё одно фото, на этот раз сделанное в муромцевской усадьбе. Оно хранилось в семейном архиве Надежды Николаевны Сычёвой и было оцифровано и отреставрировано мной в 2008 году. Прадед Надежды Николаевны, Иван Семёнович Вилков, был главным механиком в усадьбе Храповицкого и заведовал всей техникой, которая там была. На этом снимке он изображён на заднем сидении автомобиля, принадлежавшего хозяину имения. В данном случае ситуация обратная: мы видим снимок авто, но не знаем ни марки, ни модели. Это тоже ещё предстоит узнать.

Иван Семёнович Вилков за рулём автомобиля

 

Иван Семёнович Вилков - человек очень интересный. О нём мы тоже обязательно расскажем на страницах нашего сайта. Но это уже другая история...

 

 

Tasha. Фото из архива Судогодского Краеведческого музея и из просторов Интернета. Судогда, 19 февраля 2012 г. К заголовку







В гараже Храповицкого