Это наш Дом Без Ключей...

Праздники и гуляния

Чаше всего общение было через родственные связи, особенно в престольные праздники. В городе Судогда праздновались более широко такие престольные праздники, как Никола Вешний (22 мая) и Никола Зимний (19 декабря), Казанская летняя (8 июня) и Казанская осенняя (4 ноября). В эти дни действовали уездные ярмарки. Сюда съезжалось крестьянство со всего уезда. У каждой деревни были свои престольные праздники, на них и приезжали дальние родственники. Родственные отношения были весьма развиты. Даже кум или сват считались роднёй.

Например, в Боголюбимую (1 июля) в Головино приезжали из Жуковки или из Ширманихи, а в Успенье - головинские ехали к празднику в Жуковку, а в Троицу - в Алфёрово, в Казанскую - в Малюшино (Передел) или Демидово.

Престольные праздники праздновались из «последних» средств, но относительно хлебосольно. В каждом доме, может быть, недоедали в будни, а в праздники ели вдоволь. Особенно важны были такие праздники для молодежи, здесь знакомились молодые люди. К праздникам этим готовились заранее, варили брагу, если были деньги - покупали водку, забивали барана, а то и бычка, накапливали яиц, творогу, сметаны. Гости начинали съезжаться накануне. И вот праздник - с утра пожилые, а иногда и молодежь, шли в церковь. После службы в церкви все собирались к праздничным столам. Обильно поев, пожилые рассаживаются на завалинках, а молодежь собирается где-нибудь в конце деревни. Там рассаживаются на заранее сделанные скамьи или положенные бревна и поют песни. Много было хороших народных песен: «Уж ты сад, ты мой сад…», «Не будите молоду»... Появлялись гармонисты, балалаечники. Начинались танцы. Танцевали главным образом кадриль.

 

Всегда выделялись как-то произвольно вожаки, направляющие гуляние. По их команде вставали и шли гурьбой: девушки впереди, парни позади - в другой конец деревни. Под гармонь пели песни, чаще - частушки, под музыку «Страдания» синеборские и др. Придя на другой конец деревни, вновь рассаживались на бревне у другой площадки. Вновь поют песни и танцуют. Время от времени девушки забегали домой, переодевались, надо же было наряды показать, а парни забегали в дома и прикладывались к хмельному. К концу дня уже из них многие пьяненькие.

И вот один нечаянно толкнул другого, а тут еще из другой деревни парни пришли. И… драка. Не было ни одного праздника без драк, а иногда и сильных. После праздника: «Хорошо ли погулял?» - «О, здорово, дрались так, что одного на кладбище пришлось везти, троим скулы выбили, а сколько носов, зубов побили - не сосчитаешь». И вообще, у молодежи драки процветали. Так, обычно на мосту через реку Судогду летом собирались погулять, и очень часто эти гулянья заканчивались побоями. Постоянно враждовали молодежь города и деревни Хорышово. В драки втягивались и взрослые. Обычно на пустыре между городом и Хорышовым начинали с кнутов, бросали в друг друга камнями, мальчишки лет 10-12 лет, а потом это переходило в драку уже взрослой молодежи.

Дрались улица на улицу. Дрались деревня на деревню. Эти драки поощрялись местными властями. А на границе уезда, на льду Клязьмы, в «Чистый понедельник» шли стенка на стенку мужики Синеборки с мужиками «вольновщины» (деревень вокруг сел Давыдово и Пенкино).

 

Любопытные праздники проводили женщины стекольных заводов - «Маргосья». После Пасхи женщины завода собирались группами, складывались, покупали вина и закуски, и на краю подступающего к посёлку бора устраивали гуляние. И хотя участие принимали и мужчины, - верховодили женщины. После небольшой выпивки начинались разухабистые песни, частушки, пляски. Всегда на этой Маргосье было весело. Считалось, чем веселее и больше гуляет в этот день женщин, тем больше в лесу будет ягод и грибов.

По три дня гуляли бабы на Маргосье, три дня их колотили мужья, но они продолжали гулять. Хотя в то время было много драм, молодежь умела веселиться и, кстати сказать, хулиганства как такового проявлялось мало. Парни при девушках держались скромно, и девушки стыдливо обходили то, что смахивало на распущенность. На улице, бывало, не увидишь идущую в обнимку пару. Летом купались раздельно. Для купания женщин использовались в городе на реке Судогде места «Черновка» и «Быстрянка». У мужчин были свои места для купания, и нарушение этих традиций было позорно и осуждалось.

Молодежь часто собиралась на вечеринки в городе, в деревнях на посиделки. Эти вечеринки проводились поочередно в домах девушек. А иногда определенная группа молодых людей снимала у какой-нибудь одинокой старушки квартиру и собирались в ней. Обычно эти вечеринки и посиделки начинались со сбора девушек. Они захватывали с собой какое-либо рукоделье и под пенье вязали и вышивали. Позднее приходили парни с гармошками или с балалайкой. Работы откладывались, начиналось веселье.

 

Но были и скучные периоды - посты. Старшие тогда запрещали и вечеринки, и гулянья вообще.

Наиболее веселыми периодами были Святки и Масленица. На Святках (от Рождества до Крещения) каждый вечер на улицах города ходили толпы ряженых. Ряженые ходили по домам и там устраивали скоморошные игры. Эти своего рода маленькие карнавалы захватывали все слои общества.

На Масленицу молодежь собиралась на пустырях, жгла костры, бочки из-под смолы и дёгтя. Во всех домах эту неделю пекли блины. В четверг начинали кататься на лошадях. В пятницу приходили в гости зятья и приносили тёще и тестю подарки, за что их хорошо угощали. Особенно большие катания были в субботу. Катания были в городе и крупных селах. От моста до конца улицы в городе, почти до деревни Хорышово, двигались праздничные упряжки, поворачивая на концах улицы, делая замкнутый круг. Каждый старался как можно лучше показать и себя, и лошадь, и сани.

На пасхальной неделе устраивали катание яиц (этим занимались и взрослые, и дети).

Летом устраивали гулянки на лесных полянах, водили хороводы. Для подростков было много подвижных игр: городки, лапта, бабки.

Много любви вкладывалось в походы по грибы. Однако сбор ягод и грибов был не только заполнением досуга. Это был подсобный источник питания. Неслучайно поэтому собирать ягоды в лесах Храповицкого (а это была большая часть лесов уезда) с 90-х годов 19 века можно было только при наличии сезонного билета. Билет этот покупался в имении Храповицкого или у объездчиков. Стоимость билета на семью была 30 коп. По проселкам этих лесов разъезжали стражники, одетые в кавказские бешметы с газырями.

Река Судогда с самой чистой водой в губернии изобиловала рыбой, и в свободное время многие занимались рыбной ловлей. Рыбачили только весной и немного осенью. Рыбные крючки были большой ценностью, и их берегли.

 

Читать: Часть 7. Общественные мероприятия

 

 

Tasha. Фото автора. Судогда, 8 февраля 2012 г. К заголовку 







Праздники и гуляния