Свадьба
Свадьба
Свадьбы как в городе, так и в деревнях главным образом игрались в зимний «мясоед» - от Святок до «Масленой» (Святки - это две недели от Рождества, 7 января). После них начинался период «мясоеда», последняя неделя которого была Масленая. После Масленой до Пасхи семь недель продолжался Великий пост. И Масленая неделя, и Пасха определенной даты не имеют. Свадьбы справлялись и после Пасхи, «на Красную Горку».
Свадьба - это событие, которое захватывало большой круг людей. Люди были разные, богатые и бедные, но во всех случаях выполнялся веками установившийся ритуал и обряды. Ритуал состоял из сватовства, девишника и «последних».
Сватовство. Родители жениха подыскивали свах и сватов. Через различные источники родители невесты осведомлялись, что к ним придут или приедут сваты от таких-то людей. Семья невесты, если желала вести переговоры, так же извещала о согласии принять сватов. Это не значило, что они согласны на брак своей дочери с таким-то, но каждое сватовство не лишне, чем больше сватали и отказывали, тем почетней.
Сваты наряжались в лучшие одежды и подъезжали к дому невесты. Их там ждали, но не показывали вида, - как будто бы всё случайно. Часто, ещё не переходя порога избы невесты, сват уже начинал сыпать свои прибаутки, побасенки, вроде такой: «Ехали купцы-молодцы, путь их был очень далек, да увидели в стороне огонек, да и зашли. Узнали, что в этом доме хороший товар есть. Ну так и сделаем друг другу честь».
На пороге их встречают родные невесты: «Заходите!» Сваты заходят, но не перейдя «матицу» над головой (матица - первая ко входу потолочная балка), ничего не говорят, а как только пройдут под матицей - сразу здороваются и начинают разговор. Тут уже сват должен показать своё краснобайство и умение.
Хозяева приглашают сватов за стол, и начинается угощенье. Иногда сваты привозят свою водку. Разговор начинается издалека, и часто не по цели прихода. О погоде, о новостях. Водку пьют еще немного. Но вот начался деловой разговор, и родители невесты дают знак, согласны они или нет вести переговоры. Если согласны, то, выпив очередные рюмки, сватья спрашивают, что будет дано в приданое. Торг продолжается долго и закрепляется общей молитвой и выпивкой. Если со сватами приехал жених, родители невесты вызывают причитающую девушку, благословляют жениха и невесту образами. Весь этот ритуал назывался «благословленьем», а попросту, по народному - «пропитием» невесты. Так и говорили: «Нынче Пашу пропили».
Оговаривался день венчания и материально-организационные свадебные вопросы: как проводить девишник, «последние», сколько звать гостей и кого, и т.д. Невесту никто не спрашивал о ее согласии - решали всё родители.
С этого дня до девишника, по вечерам, в дом невесты собирались её подруги. Начинается подготовка приданого: бельё невесты, постель и т.д. Нужно было всё пересмотреть, прокатать (тогда не гладили, а катали валиком), если нужно - пошить или перешить. Позднее приходит жених с парнями, у жениха должны быть орехи или просто семечки. Богатые женихи приходили с конфетами или пряниками. Жених угощал девушек принесенными лакомствами, начинались песни, а иногда танцы и пляски, как и на всякой вечеринке. Затем все расходятся.
Девишник. Накануне дня венчания в доме невесты собирается девишник. Нарядные девушки приходят с небольшими подарками невесте. Накрывается стол. Нарядная невеста садится за стол и со слезами и рыданиями прощается с подругами. Но вот пришли парни, заиграла гармошка, запели веселые величальные песни. На стол подаются кушанья, и начинается веселье.
Сборы к венцу. На другой день девушки-подруги - с утра у невесты. Начинаются сборы к венцу. Полна изба народу. Приданное отвозится в дом жениха. Проводится обряд расплетания косы.
Уже пожилые, близкие к невесте женщины отгораживают какой-либо салфеткой от посторонних глаз невесту и расплетают косу плачущей девушки. Подруги девушки стоят по обе стороны и поют тоскливые песни о доме девушки: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». Близкие подруги невесты плачут вместе с ней. Они прощаются с её девичеством. Сегодня она станет женой и теперь полностью зависит от чужого мужчины.
После венчания родные жениха приглашают гостей за стол, и начинается пир. В это время в доме жениха тоже идут сборы. Друзья жениха - дрУжки - повязывают через плечо рушник и прикладывают цветы. Готовят лошадей для свадебного поезда. Запряженные в лучшие уборы лошади нетерпеливо бряцают упряжью и позванивают колокольцами. Затем свадебный поезд с гостями жениха едет к дому невесты. Когда они приезжают, невеста прощается с родным домом, плачет. Она уезжает из родного дома навсегда. Дружки идут за невестой, происходит обряд «выкупа».
Выкуп невесты. Невеста сидит в красном углу в окружении родных или двоюродных мальчиков, под столом у них кнуты и скалки. Входят дружки и жених и просят невесту. Её не дают, начинается шуточная угроза кнутами с той, и другой стороны. Затем дружки и жених кладут на блюдо деньги, присутствующие со стороны невесты кричат: «Мало!» В конце концов просящие остаются довольны, и тогда невесту выводят, сажают в сани с самой близкой подругой и везут в церковь. Если жених богат, в церкви присутствует и хор, а бедняка ждёт один поп с псаломщиком или дьяконом.
Из-под венца молодых уже усаживают вместе. И все присутствующие и родные невесты направляются в дом жениха. По ширине улицы, недалеко от дома жениха? соседи протягивают веревку с развешенными на них вещами невесты. Жених должен выкупить (сколько может дать) право на проезд. Идет шуточный торг, в конце концов жених кладет на деревянное блюдо определенную сумму денег, и его пропускают. На пороге дома молодых встречают родители жениха, обсыпают пшеном или зерном, чтобы в этой семье были благополучие и богатство. Молодые проходят за занавеску, где свахи помогают невесте снять часть подвенечного наряда.
Все садятся за стол, накрытый по-праздничному, с обильными кушаньями. Жених садится справа, рядом с ним - отец или посаженый отец (крёстный), если нет родного, слева от невесты - её отец. Если на девишнике родные жениха занимали почетные места, то здесь - наоборот.
Наполняют ковши брагой или медовухой, пригубливают и кричат «горько». Молодые целуются. Брага выпивается. В зажиточных семьях начинают дарить подарки: родители невесты объявляют, что было выговорено при сватовстве, дарят наряженного ягненка, теленка. Подарки жениха не приносятся, родители жениха называют, что хотят, все равно всё останется у них. Затем вновь выпивают, вновь «горько», пир разгорается. В это время девушки поют величальные песни, начинают с молодых. Затем поют величальные песни о каждом из гостей (только о мужчинах) и обходят с блюдцем, на которое каждый, о ком пели, кладёт деньги.
Виноград в саду цветёт, (2 раза)
А ягодка, а ягодка поспевает.
Виноград - сударь Ванюшка (2 раза)
А ягодка, а ягодка - свет Марьюшка.
Ими люди дивовались,
Что хороши да пригожи уродились.
Вот приходят гармонист и балалаечник. Заиграли русскую плясовую, и все пускаются в пляс с частушками и прибаутками. Ну тут уж кто лучше выкаблучивает, кто громче всех частушки поет. Поплясав, вновь «прикладываются», и так до утра.
В это время свахи уводят молодых в отгороженный угол с кроватью, а часто даже в холодную клеть (хотя и зима). Молодые остаются одни. Невеста должна разуть жениха, ну а жениху следует расстегнуть сзади пуговицы невестиного платья.
Наутро свахи идут будить молодых. Вытаскивают из постели молодых простыню на улицу в знак подтверждения непорочности невесты, и пирование продолжается.
Потом дня три, а то и неделю по улицам ходят и пляшут под гармошку, а то просто под песни под песни пьяные участники свадьбы.
После этих праздников молодые начинают обходить или объезжать семьи участников свадебного пира. Это называлось «отводы».
Браки, совершаемые не в своей деревне, а на стороне, кроме отрицательного явления браков не по любви, имеют, однако, и положительные стороны: они способствуют общению людей из различных населенных пунктов. Так было больше всего у крестьян. У фабрично-заводских рабочих чаще были браки, совершаемые в пределах города или фабричного поселка. Однако у рабочих стеклозаводов была своя особенность. Здесь были браки людей из различных поселков. Более того среди стекольщиков существовало своего рода «кастовое» вступление в брак. Парень с одного завода женился на девушке с другого завода. И часто можно было встретить на разных заводах одинаковые фамилии. Так, на Судогодском заводе «Красный Химик» были фамилии Шуралевых, Культешовых, Алянчиковых, Цветниковых, Петуниных, Лалакиных и т.д. Такие же фамилии были и среди рабочих заводов Воробьёва (ныне – «Красный Богатырь»), Гординского («Красное Эхо»), Иванищевского («Укрепление коммуникаций»), Якуникова («Красный Маяк»), Вознесенка («Красный Октябрь»), Борисовском, Горбунихе, Мишинском, Преображенском и т.д.
Читать: Часть 6. Праздники и гуляния
Tasha. Фото автора. Судогда, 8 февраля 2012 г. К заголовку